Приветствую Вас, Гость

Русская диалектология

В курсе «Русская диалектология» рассматривается одна из составных частей русского национального языка, а именно такая внелитературная форма его существования, как диалекты. С одной стороны, этот сегмент неразрывно связан с историко-лингвистическим циклом дисциплин, так как территориальные языковые особенности могут либо сохранять архаичное состояние русского языка, либо представлять альтернативный путь развития тех закономерностей, которые мы видим в его литературной форме.

 

Базу для изучения курса «Русская диалектология» составляют компетенции, полученные студентами при изучении курсов «Устное народное творчество (Фольклор)», «Введение в славянскую филологию», «Введение в языкознание», «Фонетика и фонология современного русского языка», а также на знания, умения и навыки, полученные ими в средней школе. В частности, для успешного усвоения дисциплины студенты должны знать фонетическую систему современного русского языка, его морфологический строй, иметь представление о диахронии и синхронии, о закономерностях в изменении языка. Студенты должны владеть навыками работы с такими основными объектами филологии, как текст и естественный язык, владеть нормами современного русского литературного языка.

Изучение фонетических, лексических, грамматических особенностей русских говоров помогает лучше понять историю русского языка, проследить языковые формы в их историческом развитии. Диалект является более ранней структурой и одновременно основой литературного языка, поэтому курс диалектологии способствует выяснению специфики формирования литературного языка.

Народные говоры оказывали и продолжают оказывать значительное воздействие на язык художественной литературы, что делает диалектный анализ необходимым условием правильного и адекватного восприятия художественных произведений Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, С. А. Есенина, М. А. Шолохова, В. П. Астафьева и др.

 

Цель освоения дисциплины – получить представление о русской диалектологии как об одной из внелитературных форм русского языка, что поможет, во-первых, в дальнейшем успешно осуществлять педагогическую деятельность, во-вторых, покажет взаимосвязь литературного языка и территориальных вариантов русского языка в диахроническом и синхроническом аспектах, в-третьих, поможет лучше понимать русскую литературу.


Задачи освоения дисциплины:

  • дать преставление о диалектном членении русского языка;
  • показать территориальные языковые особенности на разных уровнях;
  • показать взаимосвязь возникновения территориальных языковых особенностей с закономерностями развития русского языка в целом;
  • научить использовать наряду с общенаучными и общефилологическими специальные методы и приёмы, свойственные частной лингвистике (лингвогеографии, топонимике и др.);
  • сформировать навыки комментирования языковых фактов.

Содержание дисциплины:

Введение. Предмет, задачи, методы изучения дисциплины. Место диалектов в структуре национального языка. Краткие сведения из истории науки.
Диалектное членение русского языка. Сравнительный анализ классификаций русских говоров. Севернорусское наречие, южнорусское наречие, среднерусские говоры.
Говоры территории позднего заселения. Говоры Курганской области как территории позднего заселения.
Сегментные и суперсегментные единицы диалектной речи. Особенности структуры слога. Темп речи. Характер ударения. Интонации.
Вокализм ударного слога. Вокализм безударного слога.
Консонантизм.
Диалектная лексика и фразеология. Парадигматические отношения. Диалектная лексикография. Типы русских диалектных словарей.
Диалектные отличия русских говоров на морфологическом уровне.
Диалектные отличия русских говоров на синтаксическом уровне.