Русская диалектология

Литература к курсу   |   Материалы к занятиям   | Термины и определения

назад   |   вперед

Ударный вокализм в говорах русского языка

Вокализм (от лат. vocalis ‘гласный звук’) – система гласных какого-либо языка, диалекта или говора.

Состав и количество фонем в языковой системе определяется применительно к той позиции в слове, в которой противопоставлено максимальное количество звуковых единиц, способных играть смыслоразличительную роль. Такая позиция называется сильной.

Р. И. Аванесов определил сильную позицию гласного в слове как позицию под ударением не между мягкими согласными:

_____________
Значком "t" условно обозначается любой согласный, значком "о" – любой гласный.

В некоторых говорах (а также в литературном языке) консонантное окружение не имеет значения, поэтому в них сильной признается позиция под ударением, однако для большинства русских говоров мы будем придерживаться определения сильной позиции, которое дал Р. И. Аванесов.

В диалектах РЯ система ударных гласных фонем представлена шире, чем в литературном языке. Кроме фонем [и], [у], [е], [о], [а], по говорам в сильной позиции (т. е. под ударением не между мягкими согласными) встречаются закрытые напряженные фонемы верхнесреднего подъёма [ê], [ô], а также фонема [ӓ] нижнего подъёма. Система фонем в русском литературном языке и в говорах русского языка  выглядит следующим образом:

Подъём
Литературный язык
Северорусские говоры
Южнорусские и среднерусские говоры
Верхний
и   (ы)   у
и   ы   у
и   ы   у
Средневерхний

ê   ô
Средний
э   о
э   о
э   о
Нижний
а
(ӓ)   а
а

Таким образом, система сильных гласных фонем в говорах может совпадать с литературной и состоять из пяти гласных фонем (южнорусские и среднерусские говоры).

Если в говоре встречаются фонемы [ê] и [ô], значит система гласных состоит из семи фонем.

В говоре могут присутствовать [ê] или [ô] (обычно это [ê]). В этом случае речь идет о шестифонемной системе.

Гласные [ê], [ô] – закрытые напряженные, средневерхнего образования.

Фонема [ô] возникла на месте исконного [о] под восходящей интонацией, а обычный [о] из исконного звука под нисходящей интонацией или из древнего Ъ (ер). В говорах фонема [ô] не может быть беглой (как, например, в словах мох – мха), не может быть после мягких согласных (н'ёс, л'ёд); не может быть безударной (головá).
Итак, [ô] может находиться

Его можно услышать и в некоторых аффиксальных морфемах.

В некоторых северорусских говорах закрытый О перед мягким согласным звучит как [уо] или [y]: вуóл'я, севуóд'ня, Никýл'ин (Никôлин), Волобý(j)ев (Волобôев).

В ряде говоров закрытый О обнаруживается также в следующих позициях:

а)  Р.п. ед.ч.  (молодôго,  такôго, шестôго);
б) Д. п. ед.ч.  (молодôму, такôму, шестôму);
в) П.п. ед.ч.  (о  молодôм,  о  такôм,  о вторôм);

Обычное, открытое О в современных говорах употребляется в следующих случаях:

Звук [ê] в истории русского языка восходит к звуку, обозначавшемуся буквой ѣ (ять). Это был особый звук, качественно и количественно отличавшийся от звука [э]. Если опираться на данные памятников письменности, современных славянских языков, современных диалектов, можно сделать вывод о том, что это был неустойчивый звук, который на разных территориях в разное время звучал неодинаково. В первом тысячелетии до нашей эры это был гласный переднего ряда средненижнего подъёма и звучал как [ea]. О таком качестве его звучания свидетельствуют и данные русского языка: после шипящих согласных древний "ять", смягчив предшествующий заднеязычный согласный (исторически все шипящие были мягкими), изменился в звук [a]:

криккричать (*krik-ě-tī)

дыхание – дышать (*dūh-ě-tī)

гореть – жар (*gěr-).

Позднее этот звук изменил качество звучания. В говорах, составивших основу северорусского и южнрусского наречий, он приобрёл характер закрытого [ê] или дифтонга [ие], в котором по диалектам мог с большей силой звучать либо первый, либо второй компонент.

На протяжении истории развития русского языка звук, обозначавшийся буквой ѣ, пережил ряд изменений. Его историю академик Алексей Александрович Шахматов, например, считал одним из самых интересных явлений истории русского языка. В ряде современных русских говоров, в том числе и в тех, которые легли в основу литературного языка, ѣ совпал по звучанию с [е], в других – с [и], а в ряде говоров сохранился как особый напряженный звук [ê].

Внимание!
Если необходимо выяснить, какого происхождения гласный Е в слове, то нужно подобрать такие словоформы, в которых этот гласный находится под ударением перед твердым согласным.

Звук, обозначавшийся буквой ѣ, в современном русском литературном языке под ударением перед твердым согласным не изменяется в ['o]: лѣсъ, дѣд, нѣтъ вѣтра, мѣхъ.

Исключений из этого правила немного: звёзды, гнёзда, вёдра, похлёбка и некоторые другие, где Ё восходит к ѣ (sвѣзда, гнѣздо, вѣдро, хлѣбъ).
Исконный гласный Е под ударением перед твердым согласным изменяется в ['o], а в безударной позиции не выпадает:
село – сёла
нести – нёс


Гласный Е на месте древнего Ь под ударением перед твёрдым согласным изменяется в ['o], а  в безударной позиции выпадает:
пень – опёнок – пня

Типы ударного вокализма в говорах различаются от количества гласных фонем, употребляемых в говорах под ударением (пяти-, шести- и семифонемный вокализм). 

Тип ударного вокализма определяется только в сильной (по Р. И. Аванесову) позиции.

Ударные гласные между мягкими согласными

В большинстве пятифонемных вокалических систем в позиции между мягкими согласными различаются пять гласных: [и], [е], [a], [о], [у]. Однако в некоторых северорусских говорах (например вологодско-вятских, архангельских) в позиции между мягкими согласными [а] изменилось в [е] или в [ê]: пять: [п'ет'], [п'êт'], но перед твердыми согласными этот звук не изменяется, так как находится в фонетически сильной ударной позиции: [п'ятый].

Получается, что в вологодских и архангельских говорах под ударением между мягкими согласными [а] полностью отсутствует.

В настоящее время такое чередование уже не является регулярным: в результате некоторых эволюционных процессов, в частности под влиянием литературного языка [а] становится возможным и в позиции перед твёрдым, и в позиции перед мягким согласным: конями, гуляли (между мягкими) как домами, гадали (перед твёрдым).

Но в реконструируемой системе, сложившейся на базе строго действовавших фонетических закономерностей, в этой позиции противопоставляется не более четырех фонем (И, Е, О, У),  противопоставленных по двум степеням подъема. Вслед за Р. И. Аванесовым эти фонемы принято называть слабыми.
 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
(ответы прислать "ВКонтакте" до 21.03.2020):
1. Какие позиции гласных являются сильными (по определению Р. И. Аванесова)?

2. Чем отличается система ударного вокализма в южно-великорусском, северно-великорусском наречиях и среднерусских говорах?

3. Какие звуки чаще всего представлены в говорах с шестифонемным ударным вокализмом?

4. К какому звуку исторически восходит в диалектах сильная фонема [ê]?

5. В каких словах литературного языка в северорусских говорах под ударением возможны фонемы 

а) [ê]: Белый, пять, легкий, темный, темень, опять, девка, дверь, Петя, сделать.

б) [ô]: Волков, Сысоев, озеро, клён, берёза, трёх, корова, принесло, по воду, селом, домов.


назад   |   вперед

Русская диалектология

Литература к курсу   |   Материалы к занятиям   | Термины и определения