Литература
к курсу | Материалы
к занятиям | Термины
и определения
I. Ударный вокализм.
1. Нужно установить, сколько
фонем в сильной позиции (под ударением не между мягкими
согласными) имеется в говоре (5-6-7).
Звук
Позиция
|
[и], [ы] |
[у] | [e] | [ê] | [o] | [ô] | [a] | Всего фонем |
tót |
||||||||
t'ót | ||||||||
tót’ | ||||||||
Примечание: В таблицу вставить не (+), а по 2-3 слова на каждый ударный звук. Особое внимание нужно обратить на напряженные звуки.
2. Нужно установить, имеются ли варианты произношения фонем в сильной позиции (о-ǭ-оу-у, э-эи-ę). Если имеются, то необходимо показать условия появления вариантов (часть речи, морфема, фонетические условия: после j, перед j, после шипящих, на месте старого ѣ)
3. Нужно установить, имеется ли изменение ударного гласного в позиции между мягкими согласными (сопоставьте произнесение гласных в говоре и в литературном языке).
II. Безударный вокализм.
1. Нужно определить тип безударного вокализма после твердых согласных. Для этого нужно выписать слова с гласными на месте О, Э, А после твердых согласных в первом предударном слоге. Затем для уточнения типа вокализма показать, какой звук на месте этих же гласных произносится в других безударных слогах.
Звук под ударением: | |||||
[и], [ы], [у] | [ê] | [ô] |
[e] | [o] | [a] |
Звук в первом предударном слоге после твердых согласных: | |||||
Звук в других безударных слогах: | |||||
Вывод: |
Общий вывод о вокализме говора:
Текст:
(по книге: Исаева Т. А. Контрольная работа по русской
диалектологии. М. : Просвещение, 1986. С. 22)
I. Ударный вокализм.
1. Количество фонем в сильной
позиции.
Звук
Позиция |
[и], [ы] | [у] | [ê] | [ô] | [e] |
[o] | [a] |
tót | потóм | тáм сáм’и ф-Кандалáкшу |
|||||
t'ót | пошл’и́ говор’и́т |
йéто н’éскол’ко ц’елов’е́к в ызб’е́ |
фс’ó | ||||
tót’ | д’ежу́р’ат | пóп’ил’и | н’е знáйу остáв’ил’и |
||||
Всего фонем: 5 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
2. Варианты произношения фонем в сильной позиции
(о-ǭ-оу-у, э-эи-ę) отсутствуют.
3. Изменение ударного гласного в позиции между мягкими согласными отсутствует: п’áт’, ш’éс’, пр’и́н’ал’и, с’е́л’ц’áн’е. Между мягкими согласными произносится тот же звук, что и в литературном языке.
II. Безударный вокализм.
1. Тип безударного вокализма
после твердых согласных.
Звук под ударением: | |||||
[и], [ы], [у] | [ê] | [ô] | [e] | [o] |
[a] |
Звук в первом предударном слоге после твердых согласных: | |||||
пошл’и́ ход’и́ли’и говор’и́т родны́е |
- |
- |
ц’елов’е́к | потóм нарóт |
остáв’ил’и ф-Кандалáкшу стойáт отправл’áйуц’ц’а фонар’áмы |
Звук в других безударных слогах: | |||||
ц’елов’е́к | фонар’áмы | ||||
Вывод: Гласные неверхнего подъема в первом предударном слоге после твердых согласных этимологически различаются, в других безударных слогах тоже различаются. Количественной и качественной редукции гласных во 2-й позиции нет. Следовательно, говор характеризуется полным оканьем. |
2. Тип безударного вокализма после мягких
согласных.
Звук под ударением: | |||||
[и], [ы], [у] | [ê] | [ô] | [e] | [o] | [a] |
Звук в первом предударном слоге после мягких согласных: | |||||
в д’ер’е́вн’у | н’е знáйу с’ел’ц’áн’е пойежжáйут осв’еш’ш’áйут |
||||
Вывод: В первом предударном слоге после мягких согласных независимо от того, какой гласный находится под ударением произносится звук [‘э]. Следовательно говор характеризуется еканьем. |
Общий вывод о вокализме говора: Говор
является пятифонемным, характеризуется полным оканьем и
еканьем.
Сделайте анализ вокализма диалектного текста (тренировка перед рубежным контролем, без баллов):
Литература к курсу | Материалы к занятиям | Термины и определения